МБОУ Шабурская средняя общеобразовательная школа
671338, Республика Бурятия, Заиграевский район, п.Шабур, ул.Ново-школьная 15а
ПРИКАЗ
02.09.2021 г.
№2/1
«О создании Школьной службы медиации»
В соответствии с реализацией важнейших полномочий Национальной стратегии
действий в интересах детей с 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением
Правительства Российской Федерации № 1916-р от 15 октября 2012 года, Федерального
закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»; Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с целью оказания помощи участникам конфликтных ситуаций на
основе принципов восстановительного подхода, формирования у обучающихся основ
эффективного поведения в конфликте
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать в МБОУ «Шабурская сош» Школьную службу медиации с 1.09.2021 г.
2. Утвердить положение о Школьной службе медиации (Приложение № 1).
3. Утвердить план работы Школьной службы медиации на 2021-2022 учебного года
(Приложение № 2).
4. Утвердить положение о педагоге, выполняющем функции медиатора (Приложение №3).
5. Утвердить состав Школьной службы медиации из числа работников: Руководитель
службы медиации: - Климова Ж.С., педагог - психолог
Члены службы: - Верхушина Р.В., учитель – романов А.В., учитель – Ловцова О.А.,
6. Ввести в состав службы по согласованию: - Брызгалова Н.В. (статус: представитель
общешкольного родительского комитета) – Заиграев А.В. (статус: ученик 11 класса) –
Филиппова Е.В. (статус: ученица 9 класса)
7. Назначить куратором службы зам директора по УВР – Верхушину Р.В.
8. Ответственность за исполнением приказа оставляю за собой
И.о. директора _____ Н.В. Сударкина
Положение о Школьной службе медиации
1. Общие положения
1.1 Служба медиации является объединением учащихся и педагогов, действующей в
образовательном учреждении на основе добровольческих усилий субъектов
образовательного процесса.
1.2 Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам
конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их
отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации ОО может
применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
1.3 Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка;
• «Национальная стратегия действий в интересах детей»
• Федеральный закон от 27.06.10. 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника (процедуре медиации)»
• Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2013 N ВК-844/07 "О направлении методических
рекомендаций по организации служб школьной медиации вместе с "Рекомендациями по
организации служб школьной медиации в образовательных организациях", утв.
Минобрнауки РФ 18.11.2013 N ВК-54/07вн
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014г. №1430-р об
утверждении Концепции развития до 2017г. сети служб медиации • Постановление
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Красноярского края № 3 от 30.06.2014 "О мерах по профилактике общественно опасных
деяний несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной
ответственности, и активизации межведомственной деятельности в области применения к
ним мер воспитательного воздействия"
2. Цели и задачи службы медиации
2.1 Целями службы медиации являются:
• Распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм
разрешения конфликтов;
• Оказание помощи в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной
медиации;
• Организация в образовательном учреждении не карательного реагирования на
конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения
несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
2.2 Задачами службы медиации являются:
• проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения,
и т.д.),для участников конфликтов и споров;
• обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;
• информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной
медиации.
3. Принципы деятельности службы медиации Деятельность службы медиации основана
на следующих принципах:
• Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в
организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в
конфликт, на участие в примирительной программе.
• Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать
полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о
готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с
участниками встречи и подписанный ими).
• Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из
участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет
вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
4. Порядок формирования службы медиации
• В состав службы медиации могут входить обучающиеся с 14 лет и педагоги
образовательной организации, прошедшие обучение проведению примирительных
программ (в модели восстановительной медиации).
• Руководителем службы может быть педагог-психолог, социальный педагог или иной
педагогический работник, на которого возлагаются обязанности по руководству службой
медиации приказом директора школы.
• Курирует работу службы медиации заместитель директора по воспитательной работе.
• Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных
встреч.
• Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся, входящим в состав
службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут
определяться службой медиации самостоятельно.
5. Порядок работы службы медиации
• Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или
криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного
учреждения, членов службы медиации, родителей.
• Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательной
организации.
• Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на
участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть
квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы
также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
• Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор)
службы примирения.
• В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди
участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации)
куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе.
• Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в
каждом отдельном случае.
• В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к
соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном
примирительном договоре или устном соглашении.
• При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора
администрации ОО.
• Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя
сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение.
При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может
проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины
трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном
соглашении.
• При необходимости служба медиации информирует участников примирительной
программы о возможностях других специалистов (педагога-психолога, классного
руководителя) с целью решения данной проблемы.
• Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются
внутренними документами службы;
• Процедуру медиации может проводить любой участник службы, за исключением
случаев, когда имеет место материальный ущерб, понесенный одной из сторон. В этом
случае процедуру проводит либо администратор, либо куратор службы по согласованию с
администрацией школы. • Руководитель службы по окончании учебной четверти сдает
отчет по работе службы куратору.
• Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической
процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей. Однако
медиаторы по возможности информируют и привлекают родителей в медиацию. 6.
Организация деятельности службы медиации
• Службе медиации по согласованию с администрацией предоставляется помещение для
сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные
ресурсы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства
информации и другие.
• Должностные лица образовательной организации оказывают службе медиации
содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
обучающихся. • Служба медиации имеет право пользоваться услугами любых
специалистов образовательной организации.
• Администрация образовательной организации содействует службе медиации в
организации взаимодействия с педагогами, а также другими организациями.
• Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим
использовать восстановительные практики.
• В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные
действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.
• Решение о необходимости возобновления административных действий принимается
после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых
договоренностях сторон.
• Совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы
и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в
примирительных встречах большему числу желающих проводятся согласно плану работы
службы.
• Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по
снижению конфликтности в учреждении.
7. Заключительные положения
• Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
• Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения
по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.
• Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной
медиации».
Приложение 3
к приказу МБОУ «Шабурская сош» №2/1 от 02.09.2021 г
ПОЛОЖЕНИЕ о педагоге, выполняющем функции медиатора
I. Общие положения
1.1 Педагог, выполняющий функции медиатора в школе – это работник школы, который
прошел обучение и создает условия для оказания практической помощи участникам
образовательного процесса по урегулированию споров, альтернативным
административному, ненасильственным путем, путем применения технологии
восстановительной медиации.
1.2 Педагог, выполняющий функции медиатора в школе (далее - медиатор в школе)
руководствуется в своей деятельности всеми нормативно-правовыми документами,
которые регулируют и регламентируют деятельность подобного рода, а также законами
всех уровней, регулирующими и регламентирующими деятельность работниками школы
по защите интересов и прав несовершеннолетних, т.к. является, выполняя функции
медиатора, одновременно работником школы, осуществляет деятельность на территории
школы и во время образовательного процесса, а также подчиняется директору школы и
действует на основании положений Устава школы. Основными целями деятельности
медиатора в школе являются:
• Урегулирование споров между участниками образовательного процесса средствами
восстановительной медиации (по факту).
• Предупреждение и профилактика повторных конфликтов в школе посредством
применения восстановительных техник на этапе развития конфликта (если владеет
информацией о развивающемся конфликте). Обязанности медиатора в школе может
выполнять штатный сотрудник (работник), прошедший обучение и владеющий
технологией восстановительной медиации, имеющий практические навыки организации
медиационной сессии, навыки анализа конфликта, умеющий использовать средства
медиации в образовательном пространстве, с том числе в работе по профилактике
негативных социальных явлений в детско-юношеской среде. Деятельность медиатора
школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации, настоящим Положением, Положением о школьной службе медиации и
Уставом школы.
II. Права и обязанности медиатора в школе Медиатор в школе обязан:
2.1 Руководствоваться действующих законодательством Российской Федерации,
нормативными актами регионального и местного уровней, локальными актами школы,
работником которой является.
2.2 Соблюдать принципы проведения процедуры медиации. Процедура медиации
проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности,
конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и
независимости медиатора.
2.3 Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции в
качестве медиатора.
2.4 Защищать интересы обучающихся в школе в рамках своей компетенции. Медиатор в
школе имеет право:
• Иметь доступ к документам школы в части дел, касающихся учащихся;
• Обобщать и запрашивать у сотрудников и педагогов информацию, связанную с
изучением интересов детей и подростков относительно ситуации, с которой работает;
• Проводить социологические опросы в рамках компетенции;
• Повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией по вопросам
медиации в сфере образования и защиты прав детей и молодежи;
• Вести регистрацию выполненной работы в любой форме, содержание которой не
противоречит принципам медиации, в т.ч. принципу конфиденциальности медиации;
• Самостоятельно определять процедуру проведения медиации с учетом обстоятельств
возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования
спора, при условии использования форм и методов, содержание которых не противоречит
основным принципам медиации;
• В течение всей процедуры медиации медиатор в школе вправе встречаться и
поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности;
• Отказаться от проведения процедуры медиации на любом её этапе, если при проведении
процедуры медиации он, анализируя полученную в ходе медиации информацию, придет к
выводу, что лично (прямо или косвенно) заинтересован в результате медиации;
• Отказаться от проведения процедуры медиации на любом её этапе, если выяснит, что не
сможет по каким-либо причинам соблюдать принципы медиации (принципы
добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон,
беспристрастности и независимости медиатора). Медиатор в школе в период работы со
сторонами конфликта не вправе:
• Вносить, если стороны не договорились об ином, предложения о вариантах
урегулирования спора;
• Ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение,
равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон;
• Быть представителем какой-либо из сторон;
• Оказывать какой-либо из сторон юридическую, социально-педагогическую,
психологическую, консультативную или иную помощь;
• Осуществлять функции медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично
(прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом,
являющимся одной из сторон медиации, в родственных отношениях;
• Делать без согласия из сторон публичные заявления по существу спора;
• Разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной
при её проведении, без согласия сторон;
• Категорично настаивать на участии сторон в медиации, настаивать на продолжении
процедуры, если стороны (одна из сторон) решили её прекратить до момента итоговой
договоренности и заявили об этом; Истребование от медиатора информации
Истребование от медиатора информации, относящейся к процедуре медиации, не
допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и
случаев, если стороны не договорились об ином. В случае если медиатор получил от
одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть
такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей
информацию.